Главная / Законы и рынки / Россия / Министерство Энергетики

Министерство энергетики: Потенциал возобновляемых источников энергии

 

http://minenergo.gov.ru/activity/vie/


До недавнего времени по целому ряду причин, прежде всего из-за огромных запасов традиционного энергетического сырья, вопросам развития использования возобновляемых источников энергии в энергетической политике России уделялось сравнительно мало внимания. В последние годы ситуация стала заметно меняться. Необходимость борьбы за лучшую экологию, новые возможности повышения качества жизни людей, участие в мировом развитии прогрессивных технологий, стремление повысить энергоэффективность экономического развития, логика международного сотрудничества - эти и другие соображения способствовали активизации национальных усилий по созданию более зеленой энергетики, движению к низкоуглеродной экономике.
Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации составляет не менее 24 млрд. тонн условного топлива. Доля электроэнергии, вырабатываемой в России с использованием возобновляемых источников, в 2008 году составила около 1% без учета ГЭС мощностью свыше 25 МВт, а с учетом последних - свыше 17%. Удельный вес производства тепловой энергии, полученной на базе ВИЭ, был около 3%, или около 2000 млн. Гкал.

Политика и нормативно-правовая база

За несколько лет до кризиса в России стала быстро создаваться нормативно-правовая база развития ВИЭ. За принятыми в конце 2007 г. поправками к Федеральному закону «Об электроэнергетике», заложившим рамочные основы развития ВИЭ, последовал ряд конкретизирующих документов,например, Постановление Правительства Российской Федерации, утвердившим правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ.
В рамках совершенствования законодательной базы разработан и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», предусматривающий меры по поддержке развития производства альтернативных видов моторного топлива. В рамках разрабатываемого проекта Федерального закона «О теплоснабжении», предусматриваются меры по развитию ВИЭ в сфере теплоснабжения.
Для совершенствования нормативной базы использования ВИЭ предусматривается:

· усовершенствовать систему целевых показателей и обеспечить совершенствование государственной статистической отчетности;
· разработать и регулярно уточнять схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования ВИЭ;
· обеспечить разработку и реализацию мер по привлечению внебюджетных инвестиций для сооружения новых и реконструкции действующих генерирующих объектов, использующих ВИЭ, включая законодательно определенную меру (ФЗ-35) - предоставление субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения к электрическим сетям квалифицированных генерирующих объектов на базе ВИЭ;
· разработать комплекс мер по содействию развития малых предприятий, функционирующих на рынке энергетического сервиса в сфере электроэнергетики на основе использования ВИЭ.

С целью выравнивания конкурентных условий для производителей электроэнергии на основе использования ВИЭ и ископаемых видов органического топлива предусматривается:
· установить и регулярно уточнять размеры и сроки действия надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка на электрическую энергию для определения цены на электрическую энергию, произведенную на основе использования ВИЭ;
· установить обязанность по приобретению покупателями электрической энергии, произведенной на основе использования ВИЭ;
· реализовать меры по совершенствованию правового режима использования природных ресурсов для сооружения и эксплуатации электрогенерирующих объектов на основе использования ВИЭ;
· использовать механизмы дополнительной поддержки возобновляемой энергетики;
· разработать комплекс нормативно-правовых документов по внедрению мер поддержки ВИЭ, в первую очередь, надбавки, в механизмы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии (включая регионы, не объединенные в ценовые зоны оптового рынка), а также по их применению в изолированных энергозонах.
В области совершенствования инфраструктурного обеспечения развития производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии предусматривается обеспечить:
· повышение эффективности научного и технологического обслуживания развития возобновляемой энергетики;
· рациональное использование потенциала отечественной промышленности;
· создание и развитие доступной информационной среды;
· подготовку специалистов, а также разработку системы нормативно-технической и методической документации по проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов;
· содействие созданию системы стимулирования потребителей электрической энергии.
Для реализации намеченных мер предусматривается подготовить и принять на уровне Правительства Российской Федерации в 2009 г. ряд нормативно-правовых актов.
Принципиально важным документом стал Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", который предусматривает выделение бюджетных ассигнований на реализацию пилотных проектов в области использования ВИЭ и экологически чистых технологий.
Распоряжение Правительства РФ (январь 2009 г.) определило основные направления государственной политики в области развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года и установлены целевые показатели использования ВИЭ в сфере электроэнергетики.
Эти показатели предусматривают увеличение доли использования ВИЭ (кроме ГЭС мощностью свыше 25 мВт) с 0,9 % в 2008 году до 1,5% к 2010-му, до 2,5% - к 2015-му и до 4,5 % к 2020 году, что составляет около 80 млрд. кВтч выработки электроэнергии с использованием ВИЭ в 2020 году при 8,5 млрд. кВт∙час в настоящее время. К 2020 г. планируется увеличить долю возобновляемых источников в производстве электроэнергии до 4,5% без учета крупных ГЭС, и до 19-20% с учетом последних.
В соответствии с прогнозными оценками структура генерирующих мощностей до 2020 г. будет изменяться следующим образом:
· гидроэлектростанции с 47 млн.кВт (20,6%) до 57-59 млн.кВт (18,3-19,7%), атомные электростанции с 24 млн.кВт (10,5%) до 35-41 млн.кВт (12,1-12,9%), ВИЭ-электростанции (без учета крупных ГЭС) - с 2,2 млн. кВт. до 25,3 млн. кВт;
· в структуре потребления топлива на ТЭС будет снижаться доля газа с 69% в 2008 г. до 61-66% в 2020 г. при интенсивном росте доли угля от 26,2% до 30-35% соответственно. При этом абсолютный объем потребления газа увеличится всего примерно на 10%, а угля - в 1,35 - 1,75 раза.
Рост производство электрической энергии на ГЭС мощностью более 25 МВт составит от 168 млрд. кВт∙час в 2010 до 284 млрд. кВт∙час в 2020 году.
Производство тепловой энергии на основе использования ВИЭ увеличится с 63 млн. Гкал в 2010 году до 121 млн. Гкал в 2020 году.

Федеральные целевые программы

В рамках Федеральных целевых программ «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» осуществляется участие бизнеса в софинансировании работ, направленных на разработку и внедрение высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий и новых видов энергии; реализуются 18 проектов по коммерциализации указанных технологий на основе привлечения внебюджетных средств с объемом финансирования более 10 млрд. рублей.
Международное сотрудничество
Россия принимает активное участие в международном сотрудничестве в сфере инновационных технологий. Обеспечивается взаимодействие с представителями стран-членов партнерств и участие российских организаций в деятельности Международного энергетического агентства (МЭА), Международного Совета по большим энергетическим системам высокого напряжения (CIGRE), Международного партнерства по водородной экономике (IPHE), Международного партнерства по коммерческому использованию нетрадиционных ресурсов метана (Партнерство «Метан - на рынок») (M2M), Международного форума по секвестру углерода (CSLF), Глобального партнерства по биоэнергетике (GBEP), и в реализации инициативы по комплексному использованию вторичных ресурсов и отходов (3R: Reduce, Reuse, Recycle). Развивается сотрудничество в области использования возобновляемых источников энергии в рамках Финансового фонда диалогового партнерства «Россия-АСЕАН». Прорабатывается вопрос о присоединении России к Международному агентству по возобновляемой энергетике (IRENA)
Завершен подготовительный этап реализации проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ)/Всемирного банка «Российская программа развития возобновляемых источников энергии» (РПРВИЭ), финансирование которого будет осуществлено российской стороной и ГЭФ на паритетных началах.
Завершается проект TACIS «Возобновляемые источники энергии и реконструкция ГЭС малых мощностей».
Начат подготовительный этап по реализации проекта ЕЭК ООН «Разработки энергетического сектора ВИЭ в Российской Федерации и странах СНГ» и ряд других проектов.