Главная / Биоэтанол / Новости

Бензин в России будет стоить, как в Европе?



© 2006 Rosbalt News Agency. All Rights Reserved

Ситуация на российском топливном рынке близка к критической: в последние месяцы цены на бензин неуклонно растут. Уже сейчас литр бензина марки Аи-92 стоит в среднем 18-19 рублей, а литр 95-го - около 20 рублей. В сентябре ожидается очередной скачок цен. По мнению экспертов, к концу сентября стоимость 92-го бензина может достигнуть 20 рублей за литр, а цена литра 95-го превысит 21 рубль. Видимо, недалек тот час, когда по ценам на топливо мы догоним Европу, где бензин не купить дешевле одного евро за литр. О том, какие меры необходимы, чтобы притормозить «топливную инфляцию», и чего ждать отечественным автовладельцам в ближайшем будущем, «Росбалту» рассказал независимый депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Виктор Валерьевич, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на топливном рынке? - Сложившаяся ситуация абсолютно закономерна.

При отсутствии рыночных механизмов регулирования цен на топливо и взвешенной государственной политики в этой сфере по-другому и быть не могло. Из заявленных правительством мер по стабилизации цен на бензин пока не реализована ни одна. До сих пор не создана нефтяная биржа, не предпринимаются антимонопольные меры, а когда нет конкуренции, то цены объективно будут расти все быстрее. Есть и другие способы, о которых у нас даже не задумывались. В США, например, реализуется стратегия регулировки нефтяных запасов. Иногда требуются дополнительные объемы топлива. Когда такой необходимости нет, или когда наблюдается его избыток, лишнее изымают. Таким образом, исключается дефицит на внутреннем рынке, чего мы никак не можем избежать. - Министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что проблему цен на бензин можно решить, повышая экспортные пошлины на нефть. С 1 августа пошлины были повышены, но ощутимых сдвигов не произошло. Насколько действенен подобный шаг? - Мера на самом деле хорошая. Ограничение экспорта в принципе может снижать дефицит топлива на внутреннем рынке, и в ряде стран этот механизм вполне эффективно работает. Но проблема в том, что Россия в основном экспортирует сырую нефть, первичные нефтепродукты. А производимый у нас бензин достаточно низкого качества, которое не соответствует международным стандартам. Поэтому одной этой меры, мягко говоря, недостаточно. Если качество бензина со времен возрастет, то можно будет говорить о долгосрочном эффекте, пока же об этом рассуждать рановато. - Недавно глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что рост цен на бензин по итогам года не превысит прогнозируемого уровня инфляции, т.е. не подорожает более, чем на 9%. Насколько реален такой прогноз? - Я не думаю, что он сбудется. Такой сценарий, опять же, не выгоден нефтяным компаниям. Фактически, рост цен на бензин не выше инфляции – это замороженная цена на топливо. Но на деле бензин дорожает быстрее. Мы проводили исследования, по результатам выяснилось, что 80% россиян считают: цены на бензин растут быстрее их доходов. - Но и инфляция растет быстрее доходов... - Это так, но сегодня люди оценивают «топливную инфляцию» как самый тревожный фактор, и на то есть самые веские основания. - В конце прошлого года цены на бензин были заморожены. Целесообразен ли такой способ борьбы с топливной инфляцией? - Это локальная мера, которая и ни к чему не приводит. Тогда это было сделано по поручению Владимира Путина, под его гарантии. Затем критический период прошел, и запрет как ввели, так и отменили. Более того, тогдашние потери нефтяных компаний сегодня компенсируются с лихвой. Подобный шаг не имеет никакого стратегического смысла. Чем чаще его применять, тем меньше он будет приносить пользы. Да, цены можно заморозить на сельскохозяйственный период. А что дальше? Повторюсь, нужны рыночные механизмы, а госрегулирование в итоге только навредит. - Как же получается, что крупнейший мировой экспортер нефти не может справиться с ростом цен на бензин внутри страны? - Все те меры, которые я перечислил, носят локальный характер. Их комплексное применение поможет смягчить ситуацию, но глобального эффекта они не принесут. Ситуация намного хуже, чем кажется на первый взгляд. И дело не только в отсутствии рыночных механизмов или конкуренции. Наш нефтеперерабатывающий комплекс находится в плачевном состоянии, и это – основная проблема. Он требует колоссальных инвестиций. Необходима модернизация производства, без которой нельзя говорить о повышении качества продукции, в первую очередь бензина. Пока государство не займется этим вопросом, никаких позитивных сдвигов ждать не стоит. А тем временем стоимость бензина в России приближается к европейским стандартам. При том, что доходы населения в Европе несоизмеримо выше, чем у россиян. Но сейчас в развитии никто не заинтересован. По идее, инвестировать в нефтепереработку должны нефтяные компании, но у них и так все хорошо. И правительство их не трогает. Кабинет министров принимает сторону нефтяников, а не населения. И их можно понять: нефтянка является хорошим финансовым подспорьем для "партии власти", для выборных кампаний самого высшего уровня. В моей родной Пермской области ни один кандидат не может стать губернатором, не заручившись поддержкой «ЛУКОЙЛа». Таким образом, здесь играют роль вопросы чисто политические, к экономике имеющие лишь опосредованное отношение. - Как же заинтересовать нефтяные компании в развитии нефтеперерабатывающего комплекса? Какую работу по этому вопросу ведет Государственная дума? - Здесь была бы эффективной гибкая налоговая политика. Целесообразно было бы предоставить нефтяникам ряд преференций в обмен на то, что они вкладываются в нефтепереработку. Думаю, они бы согласились. Средства у них есть. Мы постоянно возвращаемся к этой проблеме, проводим общественные слушания. Но все рычаги сосредоточены в руках правительства. А без санкций Белого дома парламентское большинство в лице «Единой России» не сделает ни шагу. Поэтому Дума здесь мало что может исправить. - А возглавляемое Вами Движение автомобилистов России? Не планируете акций протеста? - Акций мы не планируем. Мы считаем, что все проблемы можно решить за столом переговоров. Но если шаги по исправлению ситуации с ценами на бензин сделаны не будут, эти акции могут возникнуть стихийно. И в них примут участие не только простые автомобилисты, но, думаю, и вся страна. К сожалению, правительство понимает только такие действия. Мы же настаиваем на принятии комплекса мер. В частности, недавно речь шла о необходимости начать, наконец, биржевую торговлю нефтью. - Правительство обещало открыть нефтяную биржу к концу этого года. - Такие разговоры идут давно. Но даже если биржу удастся сделать в обозначенные сроки, надо будет ее "обкатать". Пока она заработает в штатном режиме, пройдет не меньше года. На сегодняшний день, насколько мне известно, еще не подготовлены необходимые нормативные документы. - Каков Ваш прогноз цены на литр АИ-92 по итогам года? - Прогнозы самые пессимистичные. Сейчас сложно назвать точную цифру, но не исключено, что к середине 2007 года цена на АИ-95 достигнет 35 рублей за литр. - Сейчас ведется много разговоров о переходе на альтернативные виды топлива, в частности для автотранспорта. Например, такие как «Биоэтанол». Это выход? - Пока об этом рано говорить. Да, запасы нефти физически ограничены, их может хватить еще на 50-70 лет. Не более. И вопросы экологии становятся с каждым днем все актуальнее. Исследования ведутся, в том числе и в России. Надо двигаться в этом направлении. Надо помнить еще и о том, что внедрение альтернативных видов топлива невыгодно нашим нефтяным компаниям. Учитывая особенности российской политической системы, этот процесс будет долгим и болезненным. Беседовал Илья Карлинский.

 

Дата:  21.08.2006