Главная / Биоэтанол / Мировой опыт

Мировой опыт

Европа:

Европейский “Закон о биотопливе” на английском можно загрузить здесь, на русском здесь.

Список существующих и строящихся заводов биоэтанол в Европе (EU-15)  здесь.
Список заводов в Восточной Европе (EU-10) здесь.


Европейская система регулирования и квоты на биотопливо

Система регулирования производства биотоплива развивалась в Европе в течение последних лет. В начале 90-х годов Общая Селькохозяйственная Политика лимитировала посадку непродовольственных культур на замлях под паром, но эта система не гарантировала равные права для различных производителей биотоплива в Европе. В 1993 году было решено ввести систему тендеров. Сейчас ЕК требует от стран установить национальные уровни производства биотоплива и объявляет международные тендеры для удовлетворения этих уровней. На настоящий момент Франция и Италия установили такие квоты. Квоты для производтсва биодизеля показаны в таблице ниже.

Страна          Квота, тонн/год
Франция        317,500
Италия          300,000
Германия и Австрия Нет ограничений

В Германии недопустимы смеси биотоплива. Чистое биотопливо не облагается налогом, т.к. биодизель не признается топливом. Австрия и Швеция разработали специальную законодательную базу для биотоплива. Также, Великобритания ввела частичное освобождение от налогов для биотоплива начиная с 1 апреля 2002 года, согласно которому налог снижается на 0,3 евро/л. Эта директива уже привела к инициации значительного числа проектов по производству биодизельного топлива.

Только несколько стран производят биотопливо, остальные страны пока воздерживаются, в основном из-за отсутствия финансовых льгот. Тем не менее, в этих странах проводятся исследования по улучшения процессов производства биотоплива.

Общеевропейская политика в области производства биотоплива

Белая Книга ЕС по стратегии в области энергетики (1997) указывает на необходимость повышения доли биотоплива на транспорте. Необходимо обеспечить поставки дополнительного количества жидкого биотоплива, так как цены на на нефть непредсказуемы и в долгосрочной перспективе ископаемое топливо закончится. Поэтому приоритетом было снижение стоимости производства биотоплива в Европе. Другой областью действий должно было стать разработка налоговых льгот и субсидий на производство биотоплива.

Зеленая Книга ЕС (2000) подчеркивала важность биомассы для обеспечения надежности энергоснабжения. Признавалось, что огромный потенциал лесного и сельского хозяйства не используется. Использование биомассы приводит к снижению выбросов парниковых газов на 40-80% по сравнению с ископаемыми топливами, улучшаем местную экологическую обстановку и создает дополнительные рабочие места. Финальный отчет по Зеленой Книге (2002) добавлял, что в долгосрочной перспективе технически возможно заменить 20% дизельного топлива и бензина на биотопливо к 2020 году, если будут приняты соответствующие политические меры.

В 2003 году была принята Директива , устанавливающая цели замещения жидкого топлива биотопливом - 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году.

Национальные политики стимулирования производства биотоплива

Франция
Франция является одним из лидеров по производству как биодизеля, так и биоэтанола. С 1992 года Франция установила 100% освобождение от налогов на производство биодизеля и 80% освобождение от налога - на этанол на пилотные проекты. Однако, когда продукция приблизилась к 420000 тонн в 2000 году, это нельзя уже было назвать пилотным проектом. Поэтому ЕК запретила такие льготы во Франции. Были установлены квоты на производство биотоплива на уровне 317500 тонн.

Германия
Германия является одной из 6 стран ЕС, производящих биотопливо на коммерческой основе. Германия и Австрия не имеют ограничений по производству биотоплива. Закон об акцизах на нефть и нефтепродукты (‘Mineralolsteuergesetz') регулирует национальную политику по биотопливу в Германии. Однако это непрямое законодательство для биотоплива, так как закон не имеет отдельного раздела по биотопливую. Спирт и топливо из растительного масла не являются минеральными топливами, и поэтому не подпадают под действие этого закона. Также в законе указывается, что топливо из спирта или растительного масла с максимальным содержанием углеводородов 3% имеет право на освобождение от налогов.

Однако, строго говоря, биотопливо не имеет право на любое освобождение от налогов. Эта ситуация может измениться, так как правительство решило продлить освобождение от налогов на все биотоплива в рамках планируемого дополнения к Закону об акцизах на нефть и нефтепродукты.

Испания
В Испании, политика по биотопливам может быть разделена на национальную и региональную политику. На национальном уровне правил не так много для страны, которая производит биотопливо на коммерческой основе. Есть фискальные меры, которые гарантируют налоговые вычеты для инвестиций в новые капиталовложения, которые будут использовать ВИЭ. Налоговые вычеты составляют 10% от инвестиций. Переработка сельcкохозяйственных и лесных материалов в биотопливо (биодизель и биоэтанол) и нефтепродукты используемые при такой переработке, попадают под этот закон о вычетах.

Развитие биотоплива также попадает под действие Королевского Декрета 1165/95 по финансовым льготам. Этот декрет обеспечивает уменьшенные акцизные сборы. Кроме этого декрета есть другой Декрет 1729/99 о Качестве Топлива, по которому должно проверяется качество биотоплива. В настоящее время этот Декрет применяется только для ископаемого топлива. Стандарты для биотоплива еще не определены.

Другие льготы на национальном уровне имеют вид субсидий и заявлены в Декрете 615/1998. Льготы существуют для проектов по производству топлива из древесных, сельскохозяйственных и промышленных отходов. Уровень субсидий установлен на уровне 30%..

Италия
Италия производит биотопливо с 1991 года. Биодизель распределяется по муниципалитетам, частным транспортным фирмам и местным муниципальным департаментам. Поэтому Белая Книга Италии по развитию ВИЭ (1999) описывает цели по использованию биодизеля для целей теплоснабжения и для общественного транспорта. Активная позиция правительства в отношении биотоплива привела к тому, что Италия сейчас имеет зрелый рынок биотоплива.
Италия является одной из 4 стран, где установлены определенные уровни по производству биотоплива. Страна имеет квоту в 320000 тонн (2001 год).
Более того, Италии разрешено уменьшить акцизные сборы на топливо, содержащее от 5 до 25% биодизельного топлива. Также Италия имела освобождение от налогов на производство биотоплива пока его уровень не достигнет 300000 тонн. В настоящее время акциз на дизельное топливо составляет € 381,70 на 1,000 литров. Акциз на топливо с содержанием биотоплива до 5% составляет € 362.60 на 1,000 литров, и € 286.30 на 1,000 литров при содержании биотоплива около 25%. Кроме политики по биодизелю, есть законодательство по этанолу и био-ЭТВЭ (Legislative Decree 280 от 1994), которое регулирует смешивание этих биотоплив с бензином.

Швеция
Шведское правительство приняло законодательство, предусматривающее снижение использования ископаемого топлива и увеличение доли ВИЭ и, в частности, биотоплива через налоговые и административные механизмы. Наиболее важная мера - это то, что биотоплива освобождены от налогов на энергию, экологических налогов и сборов. Два налога, от которых освобождены биотоплива - это налоги на выбросы СО2 и на выбросы серы. Оба налога подпадают под действие Акта о налогообложении энергии (Act 1994:1776).
Кроме прямых налоговых льгот, производство и использование биотоплива поддерживается и через косвенные механизмы - так называемые «зеленые налоги». Например, налог на СО2 привел к увеличению использования биотоплив. Стоит отметить, что это увеличение произошло в основном за счет использования биотоплива на отопительные нужды. Субсидий на использование биотоплива в Швеции нет.

Австрия
Австрия не имеет ограничений на производство биодизеля. Производство рапса уменьшалось в конце 90-х, но эта тенденция была переломлена с вводом новой политики, называемой OPUL. Она нацелена на использование возобновляемых материалов, что привело к увеличению производства таких материалов. Так например, фермеры получают деньги за то, что выращивают на паровых землях энергетические культуры (например, рапс).
Другая мера - налоговые льготы на биодизельное топливо в следующем размере:
- при использовании биодизеля в чистом виде - 100%,
- при содержании ископаемого топлива до 5%, налоговая льгота применяется ко всей биотопливной составаляющей,
- при содержании топлива более 5%, налоговых вычетов нет.

Кроме того, производство биодизеля на малых установках, принадлежащих сельхозкооперативам освобождено от налога на минеральные топлива, при условии, что топливо будет использоваться только на внутренние нужды ферм.

Аналогичные механизмы применяются и в других странах - в Бельгии, Финляндии, Дании, Греции, Ирландии, Голландии, Великобритании. Ситуация с применением биотоплива в Европе еще раз показывает, что развитие возобновляемой энергетики - вопрос не экономический и не географический. Определяющим фактором является наличие механизмов стимулирования применения ВИЭ. При наличии политической воли правительства, появление экономических механизмов является закономерным следствием.

(Выше были использованы материалы Каргиева В.М., Старший эксперт по возобновляемой энергетике, Технологический Центр Россия-ЕС)

США:

  • 1999 год: Приказ Президента №13134 Установил национальную приверженность принципам биоэнергетики
  • 2000 год: Закон «Возобновляемые топлива и химпрепараты», Основан технический консультативный комитет
  • 2002 год: Закон о сельском хозяйстве, Раздел «Энергия»
    • Создание биозаводов стало национальной задачей
    • Стали предоставлятся преференции при покупке биотоплива и других биопрепаратов
    • Стали предоставляться гранты для работ по направлениям: Биоэтанол, Биодизель, Возобновляемые энергоресурсы в сельском хозяйстве
  • 2005 год: Законы в процессе прохождения о 5% доле  возобновляемых топлив к 2010. Работает эффективное субсидирование производства топливного биоэтанола

Национальные программы США:

  • Чистый воздух для мегаполисов: законодательно установлено содержание кислорода в бензине на уровне 2.7% для территорий с высокой плотность населения. При этом растет тенденция на запрещение MTBE (Methyl Tertiary Butyl Ether) из-за его канцерогенности и накопления в почвенных водах. Сейчас MTBE запрещен в 16 штатах.
  • Федеральный уровень: Акцизы уменьшены на 29% для E10 (10% этанола). В пересчете на чистый этанол это ~$0.14 на литр этанола, произведенного из возобновляемого сырья.
  • Региональный уровень (штаты): Программы стимулирования производства: субсидии производителю от $0.05 до $0.10 на литр произведенного этанола.

 

Китай:
В 2000 году принята национальная программа производства и использования этанола как топлива
Строятся заводы по 800,000 тонн этанола в год
 
Индия:
5% этанола в некоторых штатах, в будущем – вся страна
 
Латинская Америка:
Новые инициативы по производству, в основном на экспорт


Аргентина

Законодательством Аргентины определено, что обязательная норма содержания биоэтанола в бензине и дизельном топливе в 2010 году должна быть не менее 5%.

Законодатели дали своей нефтеперерабатывающей промышленности 4 года для приведения технологических процессов в соответствие с новым законом. Также правительство Аргентины ввело налоговые льготы для национальных производителей и продавцов биотоплива. Правительство надеется, что налоговые льготы для производителей и торговцев, а также распределение ежегодных квот с налоговыми преференциями для фермеров - поставщиков сырья на биотопливные фабрики существенно расширит круг участников этого рынка.

С другой стороны, нефтеперерабатывающие компании и крупные производители сои жалуются, что правительственной программой не предусмотрены прямые финансовые субсидии. Так, корпорация Repsol YPF, штаб-квартира в Испании и одна из крупнейших в мире нефтяных компаний инвестировала в строительство фабрики по производству биодизеля в городке Розарио (Rosario), провинция Санта-Фе, став крупнейшим в Аргентине производителем биодизеля. Фабрика, которая должна вступить в строй в конце 2007 года, будет производить около 120 тыс. тонн биодизеля в год. Кроме того, прямо на фабрике будет происходить блиндирование ископаемого дизеля и масличных присадок.

Такой, уже готовый, биодизель будет идти под маркой В5 (5%) с возможностью перехода к марке В10 (10%). Биодизель не облагается налогами в Аргентине, в отличие от переработки ископаемого углеводородного сырья. Вот это и вызывает нарекания корпорации Repsol YPF, которая желает быть полностью «закрыта» от налоговых обязательств. AAA


Бразилия

Бразилия - крупнейший производитель биотоплива в мире, который производит около 16,5 миллиардов литров в год и экспортирует около 2,0 миллиардов литров этанола (данные за 2005 год). В Бразилии на долю возобновляемых видов топлива приходится около 20% всего, что использует транспорт.

На рисунке - карточка водителя для определения чем заправляться: этанолом или бензином. Если стрелка между ценами бензина и этанола указывает вверх - этанол дешевле.


В 70-х годах прошлого века, в разгар Первого ближневосточного нефтяного кризиса, правительство Бразилии запустило в жизнь программу по использованию алкоголя в топливных целях (National Fuel Alcohol Program). В целом осуществить данную программу оказалось довольно простым делом, т.к. Бразилия кроме всего является еще и крупнейшим мировым производителем сахара из сахарного тростника. Тем не менее, федеральное правительство всячески помогает частному бизнесу работать в рамках этой программы, в том числе с помощью различных налоговых льгот и преференций. К прочим методам поддержки производителей биоэтанола в Бразилии относится обязательное содержание биоэтанола в бензине на уровне 20% - 25%. С учетом того, что в 2005 календарном году в Бразилии было продано более 600 тыс. новых автомобилей, рынок сбыта для биоэтанола более чем достаточный.

В Бразилии биоэтанол производится их сахарного тростника, который является идеальным сырьем для получения углеводорода (спирта) с помощью брожения. Одна тонна сахарного тростника содержит 145 кг сухого углеводорода (багассы) и 138 кг сахарозы (т.е. сахара). При производстве биоэтанола из сахарного тростника, полностью используется весь тростник, что позволяет вырабатывать 72 литра этанола из одной тонны тростника.

В настоящий момент все автомобильные предприятия Бразилии обязаны выпускать автомобили с двигателями под биоэтанол в соотношении 70 к 30, т.е. 7 из десяти новых авто должны быть рассчитаны на блиндированные смеси.
США производят 16,2 миллиарда литров этанола в год и еще около 500 миллионов литров импортируют из Бразилии. В ближайшем будущем рассматривается возможность существенного расширения экспорта бразильского биоэтанола в Канаду, где импортная пошлина всего 4,92 канадских цента за литр.

30 октября 2002 года Бразилия представила свою новую дизельную программу (Prodiesel program) по производству и использованию биодизеля в Бразилии. Программа рассчитана на использование чистых и с примесями растительных масел, в частности из сои. Также правительство Бразилии приняло закон, который предписывает использовать биодизель в пропорции 2% до конца 2007 года (около 800 млн. литров в год) и в пропорции 20% к 2020 году (12 млрд. литров в год). AAA

 

Производство этанола в Европе - 2006 год
Источник: F.O.Ucht's World Ethanol and Biofuels Report

European Union - Fuel ethanol capacities in the EU-15

Country

Ownership

Location Production capacity Status
      (mln litres)  
Austria Agrana Pischelsdorf 190 Under construction
Belgium Alcogroup, Boerenbund Gent 300 Project
  Tirlemontoise, Sudzucker AG Wanze (Liege) 270 Project
Denmark Elsam, Fynsvaerket Odense 127 Project
Finland Lannen Tehtaat Sakyla 83.5 Project
France Cristal Union Arcis sur Aube 150 In operation
  SLS Eppeville 50 In operation
  Tereos Artenay 48 In operation
  Tereos Morains 40 In operation
  Tereos Origny Sainte-Benoite 40 In operation
  Tereos Origny Sainte-Benoite 300 Under construction
  Lacq Abengoa et al. 125 Project
  Cristal Union Bazancourt 280 Project
  Roquette Beinheim 200 Project
  Tereos Lillebonne 300 Project
Germany KWST Hannover 20 In operation
  Sasol Heme 76 In operation
  Mitteldeutsche Bioenergie (MBE) Zbrbig 100 In operation
  Nordbrandenburger Bioenergie (NBE) Schwedt 220 In operation
  Siidzucker Bioethanol AG Zeitz 260 In operation
  NAWARO Chemie GmbH Rostock 100 Project
  Nordzucker AG Klein-Wanzleben 130 Project
Italy Alcoplus Ferrara 42 In operation
  Italia Zuccheri Casei Gerola   Project
  Italia Zuccheri Contarina

 

Project
Spain Bioetanol Galicia La Coruna 176 In operation
  Ecocarburantes Espanoles Cartagena 200 In operation
  Abengoa Salamanca 200 Under construction
  Abengoa Bioenergy, Ebro Puelva Balbilafuente 200 Project
  Abengoa Bioenergy, Azuvarera   125 Project
  Abengoa, EVE   126 Project
  SNIACE, Cantabria Capital Torrelavega 125 Project
  Elecnor Torrelavega 100 Project
Sweden Agroetanol AB Norrkoping 50 In operation
  SEKAB Ornskbldsvik 65 In operation
  Lantmannen Norrkoping 150 Project
The Netherlands Royal Nedalco Sas van Gent 14 In operation
  Blue Ocean Associates Amsterdam 110 Project
  Bioethanol Rotterdam     (BER) Rotterdam 110 Project
  Royal Nedalco Sas van Gent 220 Project
UK Wessex Grain Henstridge 125 Under construction
  British Sugar Downham Market 62.5 Under construction

Производство этанола в Восточной Европе - 2006 год
Источник: F.O.Ucht's World Ethanol and Biofuels Report

European Union - Fuel ethanol capacities in the EU-10
Country Ownership Location Production capacity Status
      (mln litres)  
Czech Republic Jihocesky zemeledelsky Blatna 40 Project
  Cukrovari TDD AS/ Agroetanol TDD Dobrovice 55 Project
  SWP Trading Horni Sucha 40 Project
  Biopal Kolin 40 Project
  Aliachem Napajadela 40 Project
  ADW Bio Okrisky 40 Project
  Dechtochema Bituman Vrdy 25 Project
Hungary Hungrana Szabadegyhaza 30 In operation
  Gybr Distillery Gybr 16 In operation
  CSLM/Bio-Tech Energie Marcali 126 Project
  United Biofuels Holdings Europe AG/ Duna Fejlesztesi Holding Rt.   100 Project
  Bio-Tech Energie et al. Hajdusamson 430 Project
Poland Akwawit SA Leszno 100 In operation
  Cargill Wroclaw 15 In operation
  Polskie Mlyny Nysa 140 Project
Latvia Jaunpagastas Riga 8 Under construction
Lithuania Stumbras Silute 25 In operation
Slovakia Slovnafta MOL Bratislava 75 Project
Slovenia Ormoz Sugar Factory Ormoz 55 Project